Методична скарбничка



Воспитать самостоятельно мыслящую личность невозможно без достаточно развитых памяти и внимания, умения логически мыслить, т.е. сравнивать и обобщать. Пригодятся и воображение, нестандартное мышление.
                Предлагаем ряд упражнений по теме «Роль языка в нашей жизни», направленных на привитие интереса к учению, расширение познавательного диапазона, формирования пытливого ума учащихся. В них запрограммирован обучающий, познавательный и воспитательный эффекты.
РОЛЬ ЯЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
УПРАЖНЕНИЕ №1
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ
Встретились на улице Пешкин и Держихватай.
- Здравствуй, - поздоровался Пешкин.
- Привет! - разулыбался Держихватай.
- Спасибо за помощь, - говорит солдат.
- Это за какую? – удивилась ворона.
- За то, что уму-разуму научила, всякие «вежливые» слова мне открыла. Я теперь всегда ими пользуюсь. Жить стало веселей.
- Пожалуйста! – Держихватай в ответ. - Вот держи-хватай на здоровье еще слова: доброго пути, будьте здоровы!
А вы, ребята, употребляете такие добрые слова?
А какие еще «вежливые» слова знаете?
·         Совет ПОМОГАЯ
Язык – удивительное творение природы. Учитесь чувствовать и понимать слово, беречь его и любить. Это ваш родной язык.

УПРАЖНЕНИЕ №2
Списать слова
Каждое слово имеет свой вес, звук, объем, значение, цвет… Постарайтесь увидеть его цвет. Закрасить слово в тот цвет, каким вы его представляете.
Мяч, луч, подсолнух, радуга, здравствуйте.

УПРАЖНЕНИЕ №3
Расставить ударение
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
                                                     П. Вяземский
1. Просклонять слово «язык». 2. Составить однокоренные с ним слова. (Языковый, языкастый, языкатый, язычник, языческий, языковед, языкознание…)


УПРАЖНЕНИЕ №4
Прочитать и озаглавить текст
Дорога к письменности была длинной и трудной. Все начиналось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых из них обитали медведи.
Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это  были царапины, которые сделали звери, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.
Так и возникла дорога к письменности (87 слов).
                                                                                         По Л. Лыжовой.
Придумать свою сказку на тему «Откуда письменность пошла».


УПРАЖНЕНИЕ №5
Прочитайте
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ
Знаете ли вы, чем внутренняя речь отличается от внешней? Правильно, внутренняя речь – это речь «про себя», когда мы думаем. Но интересно, что в процессе ее происходят скрытые движения речевого аппарата  - язык и гортань движутся.
Внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Она фрагментарна, сжата, свернута, лишена избыточности. При помощи внутренней речи человек планирует и корректирует свои действия. Она активно участвует в сложных видах интеллектуальной деятельности, которые иначе называют еще «умственными действиями».
Во внутренней речи используются как слова, так и образы, схемы.
1.       Посчитайте, сколько глаголов в этом тексте. (10).
2.       Что такое внешняя речь и чем она отличается от внутренней?

УПРАЖНЕНИЕ №6
Списать
1.Язык так же древен, как и сознание. (К. Маркс). 2. Основная функция языка – средство общения людей. 3. При помощи языка также формируются, выражаются и сообщаются мысли. 4. Язык проявляется в речи. 5. В языке эскимосов более 20 названий льда в зависимости от его состояния: крепости, особенности образования (береговой или морской) и т.п. (Л. Баранникова).
1. Разобрать два предложения  по членам. 2. Придумать на тему «Язык» рассказ из 4-6 предложений.
Образец:
«БРИТВА»
Язык может быть острее бритвы. Попади хозяину такого на язычок – света белого не взвидишь. И уколет, и ущипнет, и пощекочет, и самолюбия твоего не пощадит. В народе про таких говорят – острословы.

УПРАЖНЕНИЕ №7
Восстановительный диктант. Выписать глаголы, а затем восстановить по ним текст.  Озаглавить текст.
1.Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. (М. Ломоносов). 2. Определяйте значение слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений. (А. Пушкин). 3. Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей. (Н. Чернышевский).

УПРАЖНЕНИЕ №8
Расшифровать высказывание Н. Карамзина.
2 16 4 1 20 19 20 3 16       33 9 29 12 1                    6 19 20 28
2 16 4 1 20 19 20 3 16       14 29 19 13 6 11
(Ответ: богатство языка есть богатство мыслей.)


УПРАЖНЕНИЕ №9
Распределительный  диктант
Все слова распределить в столбики по членам предложения.
Русский, белорусский и украинский языки – самые близкие родственники. Поэтому неудивительно, что русский легко поймет речь белоруса или украинца, украинец и белорус не будет иметь затруднений с русской речью. (29 слов)
К какой из трех ветвей славянских языков относятся русский, украинский и белорусский языки? (Ответ: к восточнославянской.)

1 коментар:

  1. ПОСЛУГИ ФІНАНСУВАННЯ ЛЕ МЕРІДІАН. кредитна компанія, яка надає мені кредит у розмірі 5 000 000,00 доларів Коли інші кредитні інвестори нехтують моєю пропозицією, однак Le_Meridian Funding Service надають мені кредит на успіх. Вони безпосередньо займаються фінансуванням кредитів та проектом з точки зору інвестицій. вони надають фінансові рішення компаніям та особам, які шукають доступу до фондів ринків капіталу, вони можуть допомогти вам фінансувати ваш проект або розширити свій бізнес. Контакт по електронній пошті :::: lfdsloans@lemeridianfds.com Також lfdsloans@outlook.com або напишіть на номер Whatsapp на 1- (989-394-3740) Good Intend,

    ВідповістиВидалити